Содержание
Что такое визуальное расписание
Многие родители о нем слышали, но мало кто использует.
Визуальное расписание — это педагогический инструмент, который помогает родителям и специалистам формировать навыки саморегуляции у ребенка. Этот метод позволяет планировать предстоящие события в наглядном виде, используя картинки, символы, фотографии, слова.

- Пример визуального расписания
Универсального визуального расписания не существует, оно создаётся/подбирается, исходя из поставленных задач. Именно поэтому родители без помощи специалиста могут ошибиться в своем выборе и столкнуться с тем, что визуальное расписание «не работает».
Для кого это нужно?
Если подходить к вопросу широко, то почти все люди могут использовать визуальное расписание для себя. Например, можно установить в органайзере своего мобильного телефона или компьютера расписание на день, месяц, год и т.д. Напишите список дел, покупок, целей и сопроводите его подходящими картинками или фотографиями. Получится своеобразная доска визуализаций. По истечении указанного времени вы можете ставить отметки, достигнута ли поставленная цель.
Визуальное расписание очень подходит для детей разных возрастов (малыши, старшие дошкольники, школьники). Применение подобного расписания помогает четко организовать деятельность ребенка. Это одна из разновидностей планнера, где поэтапно отображено, что ребенку предстоит сделать в рамках какого-то отрезка времени или какой-то деятельности. По мере выполнения дел ребенок совместно со взрослым, а затем и самостоятельно ставит отметку о выполнении, отслеживая весь процесс деятельности.
Особенно использование расписания рекомендовано детям с нежелательным поведением, с нарушением понимания обращенной речи, с дефицитом внимания и гиперактивностью, с повышенной тревожностью.
Очень распространено использование визуального расписания при работе с детьми с РАС. Это обусловлено тем, что аутичные дети плохо справляются с большинством привычных процессов, когда у них нет четкой структуры перед глазами. Кроме того, они гораздо более чувствительны к внешним раздражителям, которые атакуют сенсорную систему. В этих сложных условиях визуальное расписание способно превратить хаос в порядок, что снижает тревожность и придает уверенности маленькому человеку.
- Я ухаживаю за собой каждый день
В чем польза визуального расписания
Хорошо структурированное визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребенка, потому что обладает следующими преимуществами:
- Помогает ребенку увидеть последовательность действия — что сначала, что потом.
- Помогает держать в поле зрения все действия и этапы, которые необходимо совершить
- Развивает навыки самообслуживания
- Развивает произвольность и самоконтроль
- Формирует мотивацию достижения успеха
- Дает предсказуемость и определенность, снижает тревогу
- Положительно влияет на поведение — ребенок начинает понимать, каких действий от него ждут окружающие
Как сделать визуальное расписание своими руками
Есть немало способов облегчить вашу задачу, главный из которых – это наличие интернета с его огромной кладовой знаний. Тем не менее, выбрать то, что подойдет именно вашему ребенку – задача не из самых простых. Поэтому настройтесь на то, что вам придется потратить время, чтобы адаптировать расписание под вашего ребенка или создать совершенно новое, уникальное. Иначе расписание просто «не будет работать».
Время, которое вы потратите на разработку и создание визуального расписания, окупится сторицей, когда вы будете тратить меньше времени на поведенческие проблемы или персональную помощь ребенку.
Итак, начнем.
Шаг 1. Наблюдаем за ребенком
Наблюдайте в течении нескольких дней, записывайте в блокнот деятельность ребенка. Если ребенок умеет определять время, можете отмечать время начала деятельности. Дальше сверьте данные и выделите деятельность, которую хотите внести в расписание. Можете выделить блоки по степени необходимости освоения и двигаться согласно вашей иерархии. В результате у вас должен появиться список деятельностей/ инструкций для освоения.
Шаг 2. Подбираем место, предметы и материалы, из которых будет сделано расписание
Подумайте как будут размещаться карточки/ предметы, на что их крепить, где ставить.
В качестве места может служить полка или пространство, где будут располагаться предметы в определенной последовательности. Например, если вы работаете в детском саду, то это может быть стена или полка в раздевалке или помещении для групповых занятий.
Предметами могут служить контейнеры, емкости, разделители и т.д. Часто используются карточки с изображением вида деятельности. Вы можете нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.

Некоторым людям проще распознавать рисунки, в то время как другим проще распознавать фотографии. В таком случае нужно приготовить фотографии.
Материалами для визуального расписания могут служить ленты-липучки, доска для крепления карточек, магниты.
Как может выглядеть подложка, посмотрите на рисунке.

Шаг 3. Расположение карточек на подложке — изготовление расписания
Дети осваивают расписания быстрее, если в них включены уже знакомые или освоенные задания. Лучше сделать первое расписание кратким — планируйте начать с пяти-шести заданий.
Первое расписание дошкольника может включать, например, такие задания: собрать пазл в рамке; вложить формы одну в другую; попросить, чтобы его взяли на руки; собрать «коробку форм»; получить любимое лакомство.
Расписание шести- или семилетнего ребенка может включать как игровые, так и учебные задания, например: обвести буквы на листе; расположить по порядку цифры или буквы на магнитной доске; попросить пощекотать; собрать игрушку из лего и получить угощение. Включайте свою фантазию, только вы можете знать, что нужно вашему ребенку!

Рисунки или фотографии располагайте в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий.
Восприятие символов начинает развиваться по вертикали раньше, чем слева направо. Рекомендуют формат расписания как на рисунке.

Блок 1 — поле «текущее задание», блок 2 — выполненные. Помните, что место должно быть постоянным, чтобы ребенок мог подойти к расписанию в любую минуту. Подумайте также о высоте расположения.
Шаг 4. Учим выполнять отдельные инструкции на карточках
На этом этапе показываем символ деятельности и помогаем ребенку ее осуществить. Не называйте деятельность, позже ребенку будет крайне сложно уйти от словесных подсказок взрослого. Старайтесь направлять его физически. Уменьшайте вашу помощь в конце, т.е. помогите выполнить первые действия и дайте ребенку возможность оставшееся выполнить самостоятельно. Не усложняйте задачу: ребенок может выполнить не более 6-8 отдельных инструкций самостоятельно.
Опирайтесь на схему:
- Подойти к расписанию
- Снять верхнюю карточку
- Поместить ее в поле «текущее задание»
- Сделать задание
- Вернуться к расписанию
- Переместить карточку из поля «текущее задание» в поле «выполнено»
Людям с более развитыми вербальными навыками и взрослым можно (кратко) объяснить концепцию расписания. Для некоторых людей будет лучше, если вы дадите им прочитать это объяснение в письменном виде. Вы также можете показать им расписания или фотографии расписаний, которыми пользуются другие взрослые люди, чтобы повысить их мотивацию пользоваться расписанием.
Шаг 5. Отслеживаем, что делает ребенок
Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, помогайте по необходимости, постоянно снижая помощь при выполнении. Помните: наша задача научить его пользоваться расписанием самостоятельно!

Больше всего нуждаются в помощи, конечно, дети с РАС. Особенность людей с РАС в том, что они очень быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены (Mesibov et al., 2005). Это может привести к проблемному поведению. Используя расписание, вы можете продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так вы научите своего ребенка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины сверки с расписанием. Со временем вы сможете ввести карточку «Что-то новое» — это будет говорить о предсказуемом неизвестном изменении в расписании. Вначале новое будет любимым угощением, любимой деятельностью, со временем переходя к менее предпочитаемым событиям.
Будьте последовательны в размещении всех занятий и событий в визуальном расписании, особенно в тех случаях, когда происходит нечто неожиданное. Формат расписания надо будет менять по мере развития у детей новых навыков.
Автор: Елена Терехова,
при использовании некоторых материалов с сайта ИНФОУРОК.
Прочитайте нашу статью о том, как научить ребенка определять время по часам.