Как научить ребенка говорить букву «Р», расскажем в этом посте. Звук «Р» считается одним из наиболее сложных в русском языке. Требует хорошего развития речевого аппарата, поэтому дети начинают произносить его в возрасте 5–6 лет. Если сложности с произношением возникают в более старшем возрасте, это может указывать на следующие проблемы:
- Особенности физиологии языка. Основной причиной проблем с выговариванием становится короткая подъязычная уздечка – язык не может достать до неба для полноценного произношения.
- Недоразвитость артикуляционного аппарата, а именно недостаточная подвижность и амплитуда движений языка. Такая проблема возникает, когда ребенок мало разговаривает или имеются спазмы лицевых мышц.
- Нарушение фонематического слуха. В этом случае дошкольник не только не выговаривает звук, но и замещает его другими буквами, например «Л», «Й», «Г». Возможно наличие сложностей с другими звуками.
- Нарушение дыхательной активности. Проблема часто возникает при патологиях дыхательной системы хронической и острой формы (ринит, аденоиды).
Подробнее на сайте бэби.ру.
Содержание
Основные рекомендации
Работа с дошкольником должна проводиться ежедневно или по индивидуальному графику, составленному логопедом. Важно пройти полный курс тренинга для получения результатов и их закрепления.
При этом основные рекомендации следующие:
- Не стоит проводить занятия с детьми до 2-х летнего возраста.
- Чтобы научить дошкольников говорить правильно, с 2 лет можно использовать легкие задания на развитие речевого аппарата.
- Оптимальный возраст для логопедических занятий – 5 лет — когда происходит становление речи.
- Наиболее эффективными будут упражнения в игровой форме, которыми можно привлечь внимание.
- В домашних условиях тоже можно добиться желаемых результатов при помощи специальных тренингов для дыхательного и артикуляционного аппарата.
Учимся говорить букву «Р» дома
Если вы решили сначала позаниматься с ребенком самостоятельно, то вам будут полезны следующие упражнения.
Упражнение 1. Цоканье
Научить малыша поможет обычное цоканье, как у лошадей. Предложите ребенку выполнять такое специфичное упражнение в игровой форме, и результат может не заставить себя ждать.
Упражнение 2. Индюк
Дошколенок приоткрывает рот и кончиком языка водит по верхней губе, издавая звук «бл-бл-бл».
Упражнение 3. Маляр
Ребенок языком водит по внутренней поверхности ротовой полости, как бы «окрашивая» стенки.
Упражнение 4. Лошадка
Упражнение предполагает щелканье языком по небу.
Упражнение 5. Кучер
Дошкольник должен издать звук, будто хочет остановить лошадь. Это звуки бррр, пррр. При этом звук достигается путем вибрационных колебаний губ.
Упражнение 6. Грибочек
Кончик языка нужно зафиксировать на небном бугорке на 5–15 секунд.
Упражнение 7. Моторчик
Это продолжение предыдущей задачи, так как язык находится в положении «Грибочек». Ребенок старается на выдохе произносить длительное «ДДДД», «ДДДРРРР» и «РРРР».
вы можете распечатать шпаргалку на лист бумаги и делать упражнения по ней.
Выполнять все упражнения рекомендуется перед зеркалом. Это повысит их эффективность благодаря возможности подражать взрослому через отражение. При условии регулярной работы дошкольник начинает проговаривать звук «Р».
Для автоматизации необходимо научить ребенка произносить сложный звук в словах. Начинать следует с небольших слов, состоящих из 2–3 букв, как гласных, так и согласных. Например, можно читать такие простые слоги: ар, ор, ур, ра, ура, три, дра, дри, дру и прочее. После того, как освоены простые конструкции, можно приступать к более сложным словам: рубашка, трава, трон, корова, забор. Сперва дошкольник должен научиться говорить такие фразы по слогам, затем соединять их. После освоения сложных слов с мягкой и твердой «Р» для закрепления эффекта помогут скороговорки с буквой «Р», которые знакомы каждому из детства: про траву и дрова, про Карла и Клару, о Греке и раке и многие другие.
Однако для тяжелых и запущенных случаев дефектов речи необходимо обратиться к специалистам — неврологу, логопеду и дефектологу.
Когда обращаться к специалисту
Если ребенок к 6 годам не научился выговаривать звук «Р», следует обратиться за помощью к специалисту. Проблемами звукопроизношения занимается логопед. При неврологической природе проблем речевого развития потребуется консультация логопеда-дефектолога.
Если есть подозрения на дисфункцию слухового аппарата маленький пациент направляется на консультацию к отоларингологу и сурдологу.
При короткой подъязычной уздечке может понадобиться помощь хирурга.
Для коррекции психологических и поведенческих проблем, которые мешают нормальному звукопроизношению, необходима консультация психолога и психотерапевта.
Также потребуется консультация невролога, который поможет определить состояние нервной системы и выявить отклонения, которые мешают нормальному звукопроизношению. Это может быть слабость или повышенный тонус артикуляционного аппарата, проблемы поведенческого характера.
В ходе исследования специалисты:
- изучают историю развития ребенка;
- определяют тип речевого нарушения;
- предлагают занятия и другие средства коррекции речи;
- помогают поставить звук и поддержать дальнейшее его закрепление;
- проконсультируют родителей и порекомендуют самостоятельные упражнения.
При наличии отклонений в развитии нервной системы и психики у ребенка требуется медикаментозная коррекция состояния. Как правило, назначаются седативные или ноотропные средства.
Совместный труд логопеда, родителей и, при необходимости, других специалистов поможет справиться с речевыми проблемами ребенка, поставить правильное звукопроизношение.
Логопедический сад или логопедические уроки в школе
При отсутствии положительных результатов тренировок с логопедом, логопедом-дефектологом и в домашних условиях дошкольник направляется на прохождение медицинской комиссии, которая принимает решение о направлении в логопедический сад.
В школьном возрасте назначаются дополнительные логопедические уроки внутри образовательного учреждения. Таким образом создаются комфортные условия для детей с речевыми недостатками, в которых дошкольники и школьники не будут чувствовать страх, стеснение. Это поможет добиться лучших результатов.
Специализированные образовательные учреждения используют программы, которые используются на протяжении всего дня и года обучения. Они позволяют развить речевой аппарат и нормализовать речь.
Подборку материалов для вас сделала: Елена Терехова
Читайте на нашем сайте Откуда берется пыль, Психосоматика головной боли.